воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Хакатон - дело тонкое

Впервые в Пермском крае мы при поддержке Министерства информационного развития и связи Пермского края провели Хакатон для школьников!
И он удался, о чём свидетельствуют и отзывы партнёров, и отзывы школьников - участников, и отзывы педагогов - руководителей команд. Хочется свести воедино принципы организации, подготовки и проведения Хакатона для школьников.
Работа участников и подбор заданий основывались на технологии Case Study
Основные сложности:
Постановка задачи. ЗАО "ИВС".
Представитель фирмы Анастасия Кривилёва
1) Привлечение предприятий IT-отрасли и подготовка реальных кейсов для учеников.
Эту задачу смогло решить только Министерство, имеющее плотные связи со всеми ведущими предприятиями в области IT. Сложность для специалистов предприятий - нет опыта работы со школьниками, а значит, нет понимания уровня заданий, которые те в состоянии выполнить, нет конкретики в постановке задач или наоборот: задачи предельно конкретны, отчего решать школьниками их затруднительно. Выход мы нашли в том, что наш коллега, отличный программист и педагог школы № 146 Сергей Гриневич помог нам адаптировать кейсы, сделать их описание-анонс, запросил у фирм исходные данные в нужных форматах.
2) Запись команд на Хакатон, подготовка к Хакатону команд, осознанный выбор командой кейса.
Юрий Айдаров (слева) и Сергей Гриневич  (СОШ № 146)
в редкие минуты отдыха 
На этапе записи мы столкнулись с тем, что команды опасались записываться на мероприятие, особенно если в требованиях было знание языков программирования. Если следовать образовательному стандарту, то программирование изучается только в 9 классе и это только графический исполнитель и Паскаль. С такими знаниями Хакатон представляется невообразимой вещью. Но ведь на самом деле какие-то вещи можно и нужно давать в рамках информатики 7-9 классов: html и создание простых макетов сайтов, соединение карт Google и интеграция их, например, с данными Google таблиц, нанесение маршрутов на карты, визуальные несложные языки программирования, mitappinvertor, осознанное создание баз данных и аналитика по этим базам данных, работа со статистическими порталами и представление информации в виде презентаций и инфографики. Это ведь всё вполне возможно во время изучения предмета “информатика” освоить (благо создание презентаций и видео дети осваивают в начальной школе и в крайнем случае в 5-6 классах).
Подготовка команд - отдельное дело, ведь чтоб подготовиться к чему-то, надо знать, что будет. Мы с Сергеем подготовили анонсы кейсов, чтоб были понятны необходимые навыки, а также команды смогли подобрать для себя 2-3 кейса, чтоб в итоге из них выбрать один на регистрации.
Осознанный выбор кейса - дело важное и, как оказалось, сложное. Даже более развернутое описание кейса не смогло помочь ребятам полностью сориентироваться. На этом этапе очень важна осмысленная помощь педагога, который готовит команду, потому что он не просто знает, что умеют ребята, но и может сориентироваться в кейсе.
3) Сложно начать реальную жизненную задачу.
Ох и сложная эта... задача!
На самом деле дети никогда не сталкиваются в своей практике с реальными жизненными задачами, с которыми взрослые работают в своей практике. Как правило, в жизни задачи с одной стороны проще (можно выбрать любой инструмент решения), с другой стороны - сложнее, потому что никаким образом не прописаны механизмы решения задачи. Давайте, например, рассмотрим в качестве задачи кейс от компании “PROGNOZ”:


Постановка:

Представьте, ваша команда – сотрудники ИТ компании: программисты, аналитики и
менеджеры.

Задача Вашей компании: разработать систему и найти оптимальный регион РФ для
поиска заказчика.

Задача программистов: разработать систему для строительной компании, в данном
случае это будет сайт-визитка компании, состоящий минимум из 3-х страничек
(например, информация о компании, реализованные проекты, новости компании).
Сайт должен содержать картинки, текст, гиперссылки, списки, таблички.
Для создания сайта-визитки разрешено использовать любую удобную технологию.
В данной части задания оценивается уровень самостоятельной разработки, на этом
этапе можно заработать 0-5 баллов.

Задача аналитиков: найти оптимальный регион РФ для поиска потенциального
заказчика. Для выполнения поставленной задачи необходимо предоставить отчет,
включающий сравнение регионов на основе статистических данных. Отчёт должен
включать диаграммы, схемы и графики, карты показателей.
При решении кейса необходимо использовать инструментарий Prognoz Data Portal,
доступный на сайте university.prognoz.ru: https://university.prognoz.ru/biu/go/main/dataportalinfo/

В качестве примера, можно рассматривать следующие показатели социально-
экономического развития регионов РФ:
  • Ввод в действие жилых домов \ За период, тысяча квадратных метров общей
площади
  • Число семей, получивших жилье за год \ За период, тысяча семей
  • Обеспеченность населения жильем в городских поселениях \ За период,
квадратный метр общей площади на 1 жителя
  • Обеспеченность населения жильем в сельской местности \ За период, квадратный метр общей площади на 1 жителя

Интерпретируйте полученные результаты, обоснуйте выбор региона для поиска
заказчика.

В данной части задания оценивается количество и объективность выбранных
критериев для оценки регионов, качество оценки и выводов, на данном этапе можно
заработать 0-3 баллов.

Задача менеджеров: представить результаты исследования, защитить проект
Представить разработанный сайт-визитку строительной компании, рассказать про
основные использованные технологии, пояснить свой выбор.

Результаты исследования аналитиков представьте в виде презентации, которая
должна содержать:

минимум 3 диаграммы и 3 графика;
комментарии к картам, диаграммам и графикам, содержащие аналитические выводы и обоснование выбора региона.

В данной части задания оценивается содержательность презентации, уверенность
выступающего, ответы на вопросы жюри, на данном этапе можно заработать 0-2
баллов.


И вот у ребят в начале всего этого ступор: с чего начать? Как вообще тут работать? Какая фирма, о чём вообще это?
Любопытно вообще прочитать кейсы:


Предприятие
Анонс кейса
Кейс,, исходные файлы
Руководитель секции от предприятия
Кол-во команд в секции
Ростелеком
Моляев Павел Валерьевич
6
ЗАО “ИВС”
Кривилёва Анастасия Сергеевна
7
ЗАО “PROGNOZ”
Колесникович Елена Николаевна
7
ИТ-Групп
ООО “Адитум-Софт”
Кулагин Евгений Вадимович
5
СОШ № 146 г. Перми
Гриневич Сергей Владимирович
2
FPV Пермь
Липин Илья Николаевич
2

Конечно, у каждого кейса был свой Мастер - представитель фирмы, с которым мы прорабатывали методику работы с детьми, он давал вводные, отвечал на вопросы, направлял и подсказывал. Полчаса. А затем дети работали сами в течение 4,5 часов (с перерывом на обед)... И вот тут прямо напрашивается следующий вопрос:
4) Как организовать работу участников?
Программа
«Космический Хакатон - 2016»
9.00 - 9.30
Регистрация участников Конкурса. Распределение участников Конкурса по номинациям.
9.30 – 10.00
Постановка задач от предприятий. Общие принципы решения задачи (в каждой номинации) (постановка задачи осуществляются кураторами от фирм-участников)
10.00 - 12.30
Разработка решений кейсов участниками Конкурса (в данный момент с детьми сидят в аудитории менторы - педагоги, которые могут оказать только техническую помощь)
12.30 -13.30
Обед (для руководителей команд, для учащихся)
13.30 - 15.30
Разработка решений кейсов участниками Конкурса
15.30 - 17.00
Защита кейсов участниками Конкурса перед членами жюри (члены жюри - ведущие представители вузов, кураторы секций от фирм, педагоги команд)
17.00 -17.30
Кофе – брейк, совещание членов жюри (для школьников и руководителей команд - полдник, для жюри - кофе-брейк)
17.30 - 18.00
Награждение участников Конкурса (замминистра связи, директор Пермского офиса Ростелеком и др. неравнодушные люди из отрасли)


5) Как сделать адекватную защиту и обсуждение проектов?
Защита кейса - дело непростое...
Коллеги из Министерства информационного развития и связи подключили к участию в жюри ведущих представителей кафедр, связанных с IT, из всех пермских вузов. А на защиту проектов секции “Ростелеком” пришёл и вовсе директор Пермского филиала Александр Логинов.
Для всех участие в презентации проектов было вызовом: ученики впервые столкнулись с такими серьёзными людьми, профессионалы были удивлены тем, что дети могут и готовы представлять вполне работающие проекты, грамотно защищать их, демонстрировать свежий незашоренный взгляд на многие вопросы.


Из организационных вещей, которые мы решали:
  • Где взять много ноутбуков? решили, что мы предоставляем по 1 ноутбуку на команду и 2 команды со средами программирования команды привозят с собой.
  • Что решить с Интернетом? По факту у нас было подключено к Интернету примерно 40 ноутбуков, и ещё у части гостей мы подключили их ноутбуки. Пришлось немного “туго”, но порядка 65 машин работали на достаточно приличной скорости.
  • Как разместить детей? Мы постарались разместить по команде в аудитории, расставив достаточно широко парты и поставив стулья, чтоб удобно было участникам
  • А вода? На этаже было установлено 4 кулера, потому что вода очень важна в таком случае.

Как всё прошло? Отлично! Вот тут можно почитать и увидеть всё своими глазами!